Казахстанский археолог, старший научный сотрудник НИИ археологии им. К. А. Акишева Сергазы Сакенов, в ходе интервью с корреспондентом BNews.kz привел несколько неоспоримых фактов, свидетельствующих о том, что найденный мавзолей у озера Жанибек-Шалкар в 2009 году действительно может являться местом погребения одного из первых казахских ханов — Жанибека.
«В 2009 году мы занимались раскопками. Первоначально раскапывая мавзолей, мы не задумывались о том, насколько это открытие может быть значимым. Однако по мере раскопок пришли к следующему мнению. Начну с результатов. Результат таков — размеры мавзолея 9×7, стены мавзолея шириной около метра — такие толстые стены необходимы для поддержания купола. Получается этот мавзолей, был однокупольный портальный мавзолей. По нашим расчетам, для возведения этого мавзолея приблизительно ушло 10 тысяч кирпичей, причем высота его составляла около 10 метров», — уточнил он.
В процессе раскопок были обнаружены очертания пяти могильных ям. Четыре из которых находятся за пределами стен мавзолея. Однако раскопки мавзолея, заставили ученых задаться вопросом — каковы временные рамки сооружения и самое главное — кому он мог принадлежать.
«Два ключевых вопроса мы поставили перед исследованием. И пришли к следующей гипотезе. Исследуя гидронимы и топонимы (название рек и название местности — прим. автора) мы пришли к тому, что возможно этот мавзолей был построен в честь одного из первых султанов Казахского ханства — Жанибек хана.
Приведем несколько косвенных фактов. Первый факт — гидронимы — название озера на берегу которого стоит мавзолей носит название — Жанибек-Шалкар, в противоположной стороне есть озеро и река Керей. По кочевой традиции, где какой хан кочует, так и местность называется. Это первый аргумент.
Второй аргумент — это размер мавзолея. Если мы будем сравнивать с другими мавзолеями из рода торе, то можно заметить, что размеры их совпадают с элитой аксуйек. Никто не мог позволить себе построить такого рода памятник. Могли только сословия торе. Потому что это было достаточно затратно. Был использован дорогостоящий материал, который мог позволить не каждый султан.
И третий аргумент – это политический аргумент. В казахской исторической науке зафиксировалось мнение, что все казахские султаны и ханы были погребены в Туркестане, но никто не берет во внимание политическую ситуацию того времени. Начиная с конца XIV-XV веков, когда идет борьба за власть между потомками Орда-Эджена и Шейбанидами. На тот момент на юге сильной еще была власть Шейбанидов, от которых откочевали наши первые ханы. Навряд ли там, в Туркестане, могли быть погребены наши первые казахские султаны. Только при Касым хане мы полностью отвоевали южные города и южную часть нашей территории», — рассказал С. Сакенов.
По словам археолога, если принять во внимание последующую эпоху во времена Абулхаир хана, то можно наткнуться на записку, которая осталась от китайского посла. Китайский посол пишет, что он уже две недели в Коргалджинских озерах ждет казахского султана.
«Данные письменные источники свидетельствуют о том, что данная местность могла быть ставкой казахских султанов, где решались государственные проблемы. И в то время, получается, здесь были летние летовки, и летние центры для решения каких-либо государственных задач. И я думаю, что, скорее всего, именно тут мог быть погребен первый казахский султан Жанибек», — сообщил С. Сакенов.
Однако, стоит отметить, что мавзолей остается не изученным до сих пор. Для продолжения работы необходимы специальные технологии, которые способны окончательно доказать место захоронения Жанибек султана.
«На земле сохранился пол входной площадки, выстланный пятиугольными кирпичами и ступенька, ведущая внутрь мавзолея. Если мы сейчас начнем копать, то испортим и потеряем пол в мавзолее. Но есть современные методы, которые необходимо применить. Первый — это сканирование, при котором мы сможем обнаружить точное погребение. Также нам нужен антропологический материал. Если во всех погребениях мы сможем взять антропологический материал (в данном случае подобным материалом являются зубы — прим.автора), мы проведем анализ ДНК, и если он совпадет с базой данных ДНК торе (чингизидов — прим.автора), то наш аргумент подтвердится.
Второе, что необходимое для доказательства о месте погребения — надо разыскать карты 16-17 века. Если в этих картах название гидронимов сохраняется в соответствии с сегодняшним (озеро и река Кенесары, озеро — Жанибек-Шалкар — прим.автора), то можно считать, что названия местности — самые древние. И если все подтвердится после проведенного исследования, то мы сможем сказать 100%, что здесь был погребен один из первых казахских султанов — Жанибек.
То есть, данные исследования позволят нашим гипотезам превратиться в аксиому, но для данного исследования необходимо финансирование.
И если наши предположения окажутся верны то, в первую очередь необходимо будет по нашим чертежам реконструировать, вновь возвести такой же мавзолей, по тем же технологиям. И этот мавзолей станет памятником в честь первого казахского султана Жанибека. Это поможет утяжелить историю окрестности Астаны. Этот мавзолей станет новым памятником, символом государственности казахов», — рассказал С. Сакенов.